ГЛАВНАЯ      

   

Дмитрий Наумов:

ROOMY bots позволит заказчику быть уверенным, что его процесс за счет роботизации станет эффективней

НДА фото

RPA-технология позволяет избавить пользователя от выполнения рутинных операций при работе в различных приложениях, заменив его «цифровым сотрудником». Расширился ли спектр таких операций за счет новых возможностей платформы ROOMY bots в минувшем году?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Мы постоянно расширяем возможные области применения нашей RPA-платформы. В прошлом году мы реализовали много «фишек», требовавшихся нашим клиентам: реализовали работу с удаленными рабочими местами (VDI) на RDP, Citrix, научили роботов работать совместно на одной машине, взаимодействовать с LDAP компании, сделали множество других улучшений. За счет нового функционала наших роботов даже самые сложные и разнесенные процессы могут быть более эффективно роботизированы.


Какие тенденции в сегменте RPA российского ИТ-рынка наблюдались в прошлом году и в начале 2023-го?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Прошлый год оказался очень сильным и для российского ИТ-рынка в целом, и для его RPA-сегмента, в частности. Как и в других областях, многие заказчики нашего сегмента переориентировались на российское ПО.

Обозначилась и специфическая проблема, когда заказчики или партнеры начинают применять другой RPA-софт: что делать с существующими роботами? В этом плане наши заказчики разделились на два лагеря. Первые пытаются прямолинейно переиспользовать существующих роботов, конвертируя их код, и это, как я считаю, утопичный сценарий, поскольку требует слишком много трудозатрат, всплывает много рисков, различных нюансов при попытках такого экспортирования. Поэтому в большинстве случаев наши клиенты, партнеры используют сценарий повторной реализации алгоритма в новых, уже отечественных RPA-продуктах, создавая более эффективного робота с учетом наработанного опыта, сильных сторон нового решения и новых задач бизнеса.

Выбор RPA-вендора зависит от особенностей и технических нюансов, которые заказчики перед собой ставят, и решение ROOMY bots является одним из достаточно мощных и эффективных RPA-инструментов, представленных на рынке. При этом у нашей платформы есть особенности, из-за которых заказчик выбирает именно нас.


Про особенности ROOMY bots мы поговорим чуть позже. Вы коснулись импортозамещения, а есть на RPA-сегменте тенденции, не связанные с проблематикой замещения западных продуктов на отечественные решения?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Да, есть и такие тенденции. Например, появились запросы со стороны заказчиков на использование искусственного интеллекта, и некоторые вендоры пробовали в это «поиграть». К сожалению, результаты использования полноценного ИИ пока непредсказуемы, что и стало очевидно по результатам пилотных проектов, а пытаться выдавать алгоритмизированный код за ИИ тоже спорный подход. В плане PR искусственный интеллект показал себя хорошо, но если ИИ начинает отвечать за деньги клиента, то возникают большие риски, которые никто не готов взять на себя. Сегодня никто не может дать гарантии, что ИИ примет правильное решение, использует или разработает правильную форму договора.

Поэтому заказчики пробуют ИИ, но не заходят полноценно и не запускают в тиражируемую промышленную эксплуатацию. Вторая тенденция, которую хотелось бы упомянуть, пока не так очевидна, но мы прогнозируем ее нарастание: это стремление работать под Linux. Мы предполагаем, что в 2023 году все больше заказчиков будут хотеть работать не только с серверной инфраструктурой на LINUX, но и в рабочих средах тоже. Ряд игроков, включая Руми, уже перевели на LINUX свои оркестраторы и сейчас уже приступили к миграции рабочих станций пользователей (а, следовательно, и роботов) в эту операционную систему.

Третья тенденция отчасти связана с импортозамещением: в отличие от европейских RPA-систем, российские продукты используют преимущественно базы данных класса СПО. Это позволяет заказчику минимизировать риски, а также снизить затраты в плане базовых инвестиций.


Как бы Вы охарактеризовали текущую динамику российского RPA-рынка?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Я бы назвал текущую динамику рынка RPA бурным ростом. Каждый из игроков на рынке предлагает свое видение платформы для роботизации бизнеса, процессов разработки и применения RPA, и в некоторых случаях оно сильно отличается от устоявшихся европейских решений. Рынок сегодня дает много возможностей, и каждый из игроков по-своему пользуется ими.


И как долго этот бурный рост продлится?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Предполагаю, что в 2023 году каждая RPA-компания четко обозначит свою рыночную нишу. В прошлом году заказчикам казалось, что все российские RPA-вендоры одинаковы, но на самом деле, между нами большая разница, если нас оценивать с точки зрения особенностей решения, применяемых подходов и технологий, которые очень сложно повторить конкурентам. Каждый из RPA-игроков в этом году покажет границы своей ниши, то есть займет на рынке тот сегмент, который максимально отвечает его стратегии и возможностям развития его продукта.


Что это даст заказчикам?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Выбор заказчика станет более очевиден, прост и аргументирован.


Чем отличается полнофункциональное RPA-решение от «полуфабриката»?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Полноценный продукт, с моей точки зрения, предполагает, во-первых, способность динамично развиваться с учетом запросов клиента. И это очень важная составляющая RPA-систем многих вендоров. Второй фактор, определяющий степень полноценности продукта, — это качество софта. Третий немаловажный фактор — уровень послепродажного обслуживания клиента. На мой взгляд, приобрести СПО-систему и дальше работать с ней по своему усмотрению — это «путь в никуда». Мы приняли решение, что после покупки нашего продукта жизнь только начинается, и любой наш партнер может быть уверен, что мы поддержим его, научим особенностям применения нашего инструмента, обработаем все запросы, приходящие от партнера или его клиента. На текущий момент мы поставили себе планку «ответ за один день». Именно это позволяет говорить о продукте и сервисе.


Компания работает с заказчиками только через партнера или в том числе и напрямую, своими силами внедряя платформу ROOMY bots?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: На ранних этапах развития у нас была своя команда внедрения, и в нашем проектном портфеле есть примеры разработки, внедрения и сопровождения роботов собственными силами. Однако, это пройденный этап, позволяющий нам, как практикам, помогать выстраивать эффективные сценарии внедрений. На сегодня мы выбрали исключительно партнерскую схему распространения нашей RPA-платформы, поэтому все внедрения происходят силами и средствами нашего партнера. Мы осуществляем обучение его специалистов, поддерживаем на этапе внедрения, в обязательном порядке собираем и оцениваем обратную связь от конечного клиента, чтобы анализировать и исправлять не самые удачные сценарии использования роботов.


Партнер один или их несколько?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Уже сформирована сеть партнеров, в которую входят более десяти компаний, в их числе, например, — iiii Tech, Ситроникс и другие. Подчеркну, что мы не гонимся за количеством партнеров, а выстраиваем плотный совместный бизнес и развиваем центр компетенций по RPA в рамках каждого из партнеров.


Насколько широка партнерская сеть?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Это территориально-распределенная сеть. В нашем портфеле есть проекты и на Дальнем Востоке, и в Калининградской области, и даже в странах СНГ.


Какие сильные стороны платформы Вы хотели бы выделить?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Наша платформа ROOMY bots оптимально разделена в плане разработки, внедрения и тиражирования программных роботов. Есть модуль разработки, который может быть выделен из контура исполнения — это положительно влияет на тиражирование роботов и безопасность их использования. Таким образом, среды разработки робота и его исполнения разнесены. В отдельный модуль вынесено управление роботом. Хочу обратить внимание на то, что процесс лицензирования реализован таким образом, что позволяет оптимально точно, эффективно закупать только необходимые элементы. Даже купив одну лицензию, заказчик получает все необходимое для решения текущих задач бизнеса.

Второе важнейшее отличие от представленных на рынке решений и наша сильная сторона: еще в прошлом году мы провели полное портирование на LINUX. Теперь мы можем работать не только в серверной среде исполнения, где находится оркестратор и база данных, как это сделано у многих других вендоров, но и сами роботы хорошо себя чувствуют в LINUX, то есть мы способны полноценно взаимодействовать на уровне клиентской машины. Массовые операции, работающие под российскими ОС, мы тоже можем выполнять и эффективность роботизации не будет страдать. Переделывать робота под LINUX не потребуется, если он оптимальным образом был реализован в среде Windows. Другим немаловажным нюансом будет наличие единого интерфейса — это позволит не тратить дополнительные ресурсы на переобучение разработчиков и пользователей при переходе от Windows к Linux.

Третье важное преимущество платформы ROOMY bots — ее открытость, расширяемость под запросы клиента. У нас есть опыт встраивания не только элементов высокого уровня (Java, Python и др.), но и встраивания логики на основе Machine Leaning.

И четвертое важное преимущество: у нас в портфеле есть решение по аналитике рутинных бизнес-процессов Process Finder.


Расскажите об этом модуле подробнее.

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Process Finder — самостоятельное решение, способное работать вне платформы ROOMY bots. Модуль позволяет не только анализировать действия, производимые пользователями в различных приложениях и системах, но и выявлять в его действиях рутинные участки для целей дальнейшей роботизации. Это очень важная наша компетенция, одна из ключевых. По сути, модуль Process Finder — мощный аналитический инструмент для подготовки заказчика к роботизации. В течение нескольких недель можно собрать данные о всех действиях пользователей и получить полную картину того, что выполняется неэффективно и может быть автоматизировано, а также правильно ранжировать процессы с точки зрения потенциального эффекта от автоматизации.


Какова архитектура инсталляции платформы на стороне заказчика?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Архитектура инсталляции классическая. Основной и наиболее часто применяемой схемой является установка всего комплекса на стороне заказчика — и базы данных, и сервера приложений, хранящего логику роботов и управление ими, а также станций по разработке и исполнению роботов.

Модуль Process Finder реализуется аналогично: на стороне заказчика размещается единый сервер сбора и агрегации данных, а также распределенные по сети клиента агенты. Кстати говоря, недавно у нас происходил пилот с развертыванием комплекса на огромном количестве рабочих станций заказчика. При этом все операции потребовали менее одного (!) рабочего дня для тиражирования. То есть заказчик за один день развернул все необходимое, закрыл свои потребности без использования сложных технологических решений и начал получать необходимый для него срез данных. Мы этим проектом гордимся.


Бизнес-заказчик способен самостоятельно собирать и эксплуатировать роботов на платформе ROOMY bots?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Способен, ведь наше решение использует low-code-nocode подход. Роботов могут писать любые сотрудники, в том числе — представители бизнеса, требуется лишь небольшое обучение. Нередко уже на втором часу обучения сотрудник заказчика создает своего первого робота.


Как часто заказчики используют такую возможность платформы?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Нечасто. В большинстве случаев заказчики предпочитают получить робота «под ключ», воспользовавшись экспертизой наших партнеров. В отдельных случаях на этапе анализа или пилотного проекта представители заказчика сами делают прототип. Вместе с тем, есть прецеденты, когда заказчики создавали внутренний центр компетенции и самостоятельно развивали RPA-направление, причем не всегда этот центр компетенций находился в блоке IT.


В чем преимущества платформы ROOMY bots перед другими решениями, представленными на рынке?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Частично мы уже поговорили об этом выше, но подчеркнем еще раз, что платформа ROOMY bots имеет гибкую архитектуру, способна тиражировать большое количество роботов, причем тысяча роботов далеко не предел. Важный момент: мы используем открытое ПО, которое несет минимальные санкционные риски. И еще одно преимущество платформы ROOMY bots: полноценная интеграция со средой LINUX. Подчеркну, что в этом отношении нам нет равных на рынке. И последнее: у нас сильные партнеры, каждым из которых мы гордимся.


Планы на этот год?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: В этом году мы четко обозначим клиентам нашу нишу, она будет всем понятна и очевидна уже к лету. Стратегически мы планируем стать на российском рынке RPA-платформой №1, причем как с точки зрения объемов внедрений, так и с точки зрения качества клиентского сервиса.


В завершение нашей беседы: о чем важно помнить, что необходимо понимать заказчику для успешного RPA-проекта?

 

ДМИТРИЙ НАУМОВ: Из моего личного опыта внедрений, заказчику в первую очередь важно понимать, зачем он внедряет RPA, — это главный залог успеха. Второе: следует выбрать правильного партнера, который обеспечит реализацию требуемого функционала. Хороший партнер — это 50% успеха. Наконец, нужно выбрать правильный RPA-инструмент и, на мой взгляд, — это наша платформа ROOMY bots, поскольку она отвечает таким важнейшим критериям как качество ПО, разветвленный и легко развиваемый функционал, а также внедрение сильными партнерами нашей компании. Все вместе это позволит заказчику быть уверенным, что его процесс за счет роботизации станет эффективней, а внедрение RPA будет реализовано в оптимальные сроки и по приемлемой стоимости.